продолжение паки
May. 18th, 2007 07:56 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
При разговоре о психотерапии (или СТ, в данном случае) всегда возникает опасение: а не является ли такое воздействие опасным, не есть ли это создание людей, лишенных своей воли, исполняющих чью-то чужую, чуждую волю? В памяти всплывает малопонятное и оттого еще более пугающее слово "зомби", всякие Чумаки-Кашпировские и пр.; тем более, что некоторые специалисты по психотерапии используют довольно специфический язык с терминами типа "программирование" и пр. Ну что ж, по крайней мере, в одном месте, на эти опасения дан следующий ответ:
"Это (воздействие психотерапевта, а в данном случае - сказкотерапевта) ни в коем случае не должно делать людей автоматами, поэтому один из важнейших постулатов нашего терапевтического подхода состоит в важности осознавания программируемости и самопрограммируемости нашей жизни". Как видим, к опасениям аудитории отнеслись достаточно серьезно и уважительно, настолько, чтобы ответить на них. Не уверен, что под этими словами подпишутся все, кто занимается СТ, но другого ответа я не нашел. Впрочем, мы рассматриваем ситуацию чтения книг, а не непосредственных занятий тет-а-тет, и значит, воздействие гипотетического злодея на "пациента" здесь исключается самой ситуацией.
Вернемся к сказкам.
"Обратите внимание, как слушают дети искусного рассказчика [в нашем случае делаем некоторую поправку на чтение книги]. Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Таким образом в искусно рассказываемой сказке задействуются все основные репрезентативные системы - аудиальная, визуальная и кинестетическая <...> Сюжет - это как раз та часть, которая предназначена левому полушарию. И пока оно следует за разворачивающимися событиями, правое полушарие занимается поиском и разгадкой скрытого смысла. Это порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В конечном итоге сознательные и подсознательные процессы накладываются друг на друга и порождают новое толкование и новую поведенческую реакцию. Происходят изменения и последующая простройка на логических уровнях ребенка. Другими словами, [хорошее чтение, обладающее терапевтическим эффектом] запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельно происходящих процесса, в сумме дающих результат, превосходящий по эффективности последовательные воздействия на сознание и подсознание [особенно учитывая непредсказуемость последствий прямого воздействия на подсознание. Об этом аспекте можно посмотреть достаточно многочисленную литературу по биоэтике]".
"Для ребенка оказаться в сказке это возможность:
- побывать внутри любимых историй, внутри волшебства и тайны [при нашей рутинной унифицированной жизни это все больше становится потребностью и взрослых; возможно, отсюда такая популярность игровых жанров литературы, кино и пр. - приключенческой, детективной и пр., и пр. Впрочем, так было и раньше - вспомним фольклор: те же сказки, былины, эпос и тд. - это вовсе не были какие-то исключительно детские жанры (рассмотрите персонажей известной картины "Бабушкины сказки" - много ли там детей?). Конечно, полнота жизни во Христе дает удовлетворение всех потребностей человека, всех его уровней, но есть ли отказ от чтения обсуждаемой литературы непременный, единственный путь к такой жизни? Полагаю, для нашего времени подобное чтение есть род "жидкой пищи" для младенцев во Христе (от них же первый есмь аз), и провоцирование раннего перехода к "твердой пище" святоотеческих писаний может повлечь определенное "несварение", а то и "летальный исход". Как поется: "Каждому времени - свои ордена"].
- безопасно исследовать, как устроен мир, постепенно постигая его смысл;
- примерить, сыграть разные роли, выражая себя; побывать и злодеем, и волшебником [и как следствие:]
- научиться различать, что хорошо, что плохо [это различение может относиться к разным сферам, но, пожалуй, более всего - к нравственной; в христианско - ориентированной литературе, каковой мы считаем цикл Роулинг, этот момент становится главным];
- преодолеть страхи, научиться справляться с трудностями;
- научиться любви [полагаю, здесь имеется в виду все же: научиться проявлять свою любовь адекватными способами, хотя...] и созиданию
- впитать опыт и мудрость поколений"
Вот какие задачи ставит перед собой один из центров, занимающийся сказкотерапией:
"Курс ... включает в себя работу в следующих направлениях:
-ознакомление с разными чувствами, умение управлять ими;
-развитие эмоциональной сферы
-адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе)
-развитие навыков социального поведения [в условиях отрыва от естественно-иерархической семейной среды (которая, впрочем, в наше время тоже далеко не идеальна) и помещения в среду одновозрастную, провоцирующую очень жесткую порой борьбу за установление новой иерархии с неизбежным расслоением по разным признакам и поляризацией "гопников" и "ботаников" (в качестве примера можно вспомнить фильм "Чучело") - это становится особенно актуальной задачей];
-способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности [к сожалению, нередко нынешними православными недооцениваются эти качества; вместо этого присутствует настрой на ложно понимаемое смирение, а по сути - безволие и, как следствие, беззащитность перед любым искушающим фактором];
-формировать позитивное отношение к своему «Я»;
-развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию [для христианина - очень важная черта];
-учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;
-формировать позитивное отношение к сверстникам [т.е. внутренне нейтрализовать влияние среды, провоцирующей соперничество];
-научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других через мимику, жесты, выразительные движения, интонации".
А вот слова другого специалиста: "Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.
При использовании сказки как психотерапевтического средства ребенок и взрослый учатся постигать внутренний мир и образ мыслей другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину мира. В зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом".
"Методика работы сказкотерапевта - сочинение и разыгрывание с ребенком сказки с последующим аналитическим разбором" [в этом и проявляется упомянутый индивидуальный подход к ребенку; понятно, что книга такой возможности лишена; но мы видим, что первые 5 книг цикла очень похоже построены, о чем я уже упоминал: события каждой книги завершаются "разбором полетов" - беседой (или несколькими), задающими правильное понимание происшедших событий, причем правильное именно с христианской точки зрения].
Процесс сказкотерапии, [а в данном случае - чтение книг] безусловно, воздействует на два пласта психики любого участника [читателя] - слой осознаваемого и более мощный пласт бессознательного [влияние того или иного литературного произведения, да и вообще любого произведения искусства, на данного человека во многом определяется именно бессознательными его предпосылками, и их нельзя недооценивать. Скажем, многим импонирует обращение некоторых звезд отечественного рока или, скажем, театра к Православию, но столь же многим это не нравится; не смотря ни на что последние уверены, что театр - лицедейство от лукавого, а песни Неумоева или Шевчука - сатанизм. Разумных аргументов ни сторонники, ни противники привести в защиту своей позиции, по сути, не могут. Разница восприятия кроется, думаю, именно в подсознательной области. Такая разноголосица во взглядах наблюдалась порой и у святых. Для случая с книгами Роулинг, мне кажется, значимым является некий акцент восприятия прежде всего христианства как такового: Православие как источник радости (во всех смыслах) и Православие как убежище от греха. И то и другое верно, но одному человеку ближе один акцент, другому - другой].
Проводимый анализ сказки позволяет решить следующие задачи:
- Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.
- Совершенствование вербального языка [способность к слову является, по мнению многих отцов Церкви, одной из черт образа Божия в человеке].
- Развитие фантазии, воображения [в связи с известным в народе аскетическим запретом представлять ("воображать") тот или иной зрительный образ во время молитвы, как могущий привести к прелести, встречается мнение о том, что воображение само по себе есть нечто греховное; однако, если мы обратимся еще раз к святоотеческим представлениям о человеке, то увидим, что немалое число из них полагало воображение, способность к творчеству еще одной чертой богообразности человека].
- Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
- Развитие эмпатии и умения слушать других.
- Развитие чувства юмора.
- Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).
[Все вышеперечисленое может оказаться препятствием на пути вырастания человека в "мужа совершенна", но может оказывать и серьезную помощь, быть внутренней базой психических ресурсов. Чем оно должно стать в результате сказкотерапевтических сеансов (в нашем случае - чтения книги), полагаю, определяется прежде всего моралью основных героев и общим ценностным климатом книги].