продолжение
May. 18th, 2007 07:49 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).
Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например, "Русалочка" Г.-Х.Андерсена может складывать комплекс "жертвы" и "несчастливой любви". Компания У.Диснея даже взяла на себя благородную функцию переписывания этой истории. "Аленький цветочек" закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пьющий
Пора реабилитировать авторов. Они вовсе не виновны в том, что их недоосмысленная сказка стала причиной неприятных переживаний и не сложившейся жизни. Негативный жизненный сценарий складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят. Может быть, доминирующее в тот момент чувство одиночества и "покинутости" выбрало из сказки проблемный элемент для своего усиления? Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.
Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы будем помнить, что народные сказки дают нам "концентрат" мудрости, а авторские истории чудесно "разбавляют" его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Сказки о животных.
Взаимоотношения людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Бытовые сказки. Те, кто утверждает, что "в сказках все заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом", ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости, и "отыгрывания" напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом, обычно, вводятся два правила: рассказывать историю нужно "страшным" голосом, протягивая гласные, "растягивая" интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданно смешным. Например, страшная история о том, как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть трупы по принуждению. Закончиться история может неожиданно забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: "Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!" [По вопросу страшных историй, столь любимых детьми определенного возраста, практики посещения "страшных мест" см. также соответствующую главу в небольшой, но очень глубокой книге М. Осориной "Секретный мир детей"].
Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает "концентрат" жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие душу. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют "традиционно" счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, любви и пути [а порой в каком-то глубинном смысле - и Любви, Пути, Истине и Жизни - Христу Спасителю]. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему бессознательному позитивных "идеальных" моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок - это отсутствие конфликтов и злых героев".
Исходя из приведенной, пусть и недостаточно четко оформленной классификации, зададимся вопросом: как мы можем охарактеризовать цикл о Мальчике-Который-Все-Выживает-И-Выживает-Вот-Уже-Шесть-Книг-Подряд? По моему мнению, ближе всего к нему (с учетом произошедших жанровых изменений, о чем было отдельное рассуждение в нашей теме) определение именно психотерапевтической сказки. Конечно, в разных частях цикла, разных сценах, мы можем находить черты, роднящие данную историю и с другими видами сказок, но в целом, мне кажется, вывод все же должен быть сделан в пользу именно психотерапевтической сказки.
А теперь слово опять за практиками метода СТ.
"Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным в жизни, мечтает воспитать в нем порядочного человека. Но, принимая на себя ответственность за то, что взращиваем в своем ребенке, мы зачастую не замечаем проявлений в нем чрезмерной тревожности, замкнутости, повышенной агрессивности, гиперактивности и прочих психологических проблем. И, наблюдая неадекватные поведенческие реакции ребенка, раздраженно позиционируя себя праведниками, грубо боремся со следствием. Чрезмерная плаксивость, необоснованные, на наш взгляд, страхи ребенка, неожиданный всплеск жестокости и агрессии - это лишь симптомы, сигналы о том, что с душой ребенка что-то не так.
Как помочь ребенку? Эту задачу помогает решить сказкотерапия. Сказкотерапия как метод еще молода, ее структура и функция все еще определяется и вырисовывается. Мнений по ее поводу много. А дети слушают хорошую и необходимую им сказку, затаив дыхание и забыв обо всем на свете. Наверное, это основной критерий, по которому можно определить ее ценность для развития именно этого ребенка и именно сейчас [Медведевой/Шишовой и их поклонникам это лучше не читать!]. Сказкотерапевт в работе с целостностью личности ребенка использует мифы, сказки с вымышленными фантастическими героями, наделяя их качествами, свойствами и проблемами человека, моделирует жизненные ситуации и решает их вместе с детьми. Помощь направлена на гармонизацию внутреннего мира личности ребенка средствами и языком, понятным ребенку. Сказкотерапевт работает не столько с конкретным симптомом или проблемой, сколько с личностью в целом, помогая установить созидательную гармонию. Почему сказка является в этом терапевтическом методе средством? Просто процесс познания ребенком мира и собственных возможностей подобен полной неожиданных открытий сказочной дороге вверх, на пути к себе.
Сказочная история, передающая жизненный опыт, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством - это надежный путь во внутренний мир ребенка. Это способ познать ему себя и окружающую действительность, сформировать нравственные ориентиры, поразмышлять над поступками сказочных героев, перенести анализ действий персонажей в реальную жизнь и развить способность к рефлексии.
Сказкотерапевт - это психолог, сумевший увидеть проблемы ребенка, создать об этом сказку и помочь ему самому увидеть со стороны, понять, разобраться и найти решение своей проблемы".
"Сказкотерапия является самым древним педагогическим и психологическим методом [это не противоречит указанной выше молодости метода, ибо там имеются в виду особенности осмысления простого рассказывания сказок, обобщения практических результатов, выработки тех или иных рекомендаций и пр.]. Со времен Гиппократа известно три основных инструмента врача: нож, трава и слово. Сказки, понятно, относятся к последним. В древности сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. К сказкам относились серьезно и трепетно, потому что в них представлена общечеловеческая основа жизни. Через сказку многие поколения получали знания о мире, о непростых взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в нашей жизни. Через сказку учились преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, учились верить в себя, в силу добра, любви и справедливости. Прежние прабабушки и прадедушки не спешили наказывать провинившихся детей [не думаю, что эта идеализация правдива, но пусть]. Они рассказывали историю, из которой был ясен смысл проступка. Не случайно и пророки [да и сам Господь], стремящиеся донести истину до сердец и сознания людей, [нередко] делали это при помощи притч. А все потому, что люди не хотят, чтобы их учили жизни, но они воспринимают то, что им интересно. Для них очень важно соблюдение принципа: не корми меня тем, что я не ем. Вспомните крылатую фразу из кинофильма "Москва слезам не верит": "Не учите меня жить, лучше помогите материально!" А притча или сказка помогает сформировать у человека способность к обучению, пробуждает его созидательную силу и направляет ее на познание внутреннего и окружающего мира".