Грэнджер. Глава 18 (ок).
Jan. 2nd, 2010 12:17 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Христианский отзвук «Серебряной лани»
Не думаю, что многие читатели затруднились распознать nigredo в сцене кануна Рождества в Годриковой лощине и разглядеть в происходящем изображение мира до Христа. Эту историю мы хорошо знаем, и ее изложение в книге достаточно откровенно. Христианское содержание главы «Серебряная лань», однако, менее прозрачно, поскольку мы не так хорошо знакомы с теми событиями жизни Христа, которые послужили ее прототипом. Так что давайте начнем с алхимии и артурианы, прежде чем приблизимся к духовному сердцу этой богатой смыслами главы.
В алхимии albedo, или белая стадия очищения, следует за nigredo – черной стадией разложения. Все события здесь, за исключением конца главы, когда герои находятся в теплой палатке, происходят на открытом воздухе посреди снежного зимнего дня, декорации включают в себя ледяной пруд, куда Гарри и Рон ныряют вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Лань – алхимический олень – символизирует единство тела и духа, что оборачивается в этой главе ритуальным очищением при помощи воды и встречи со своими темными сомнениями, и мы видим Рона и Гарри обновленными.
Центральный артурианский элемент – меч, извлеченный из камня на дне озера, а затем и из самого озера. Здесь мы видим образ короля Артура, доказавшего свое происхождение от Утера Пендрагона, вытащив меч из камня, или получившего Экскалибур от Владычицы озера после того, как сломал собственный меч в бою с королем Пеллинором. Гарри вспоминает об особенностях меча Гриффиндора, когда видит его на дне пруда:
«Гарри снова двинулся вокруг озерца. Что же такое сказал тогда Дамблдор? «Вынуть меч из Шляпы может только истинный гриффиндорец». А какие качества отличают истинного гриффиндорца? Тоненький голосок в голове у Гарри ответил: «Быть может, вас ждет Гриффиндор, славный тем, что учатся там храбрецы». Тихий голосок – это голос Распределяющей шляпы, которая пела о четырех Домах и особенных качествах их основателей еще в ГПиФК. В ГПиКО мы узнаем, что Распределяющая шляпа была когда-то шляпой Годрика Гриффиндора, в которую четыре основателя Хогвардса вложили «крупицу разума». Гриффиндор, как вы помните, означает «золотой грифон» и является символом Христа. Достав меч из пруда в ходе благородных и жертвенных действий, Рон и Гарри демонстрируют, что они, по выражению Рона, «полные психи», но все-таки «истинные гриффиндорцы». Рон спасает жизнь Гарри, подобно тем символам Христа, которые делали это в конце первых шести книг, в ходе событий, возникающих в памяти Гарри не один раз.
А это возвращает нас к духовному, и в особенности христианскому, смыслу главы. Она – символ Крещения Христова в водах Иордана, а просветление Рона показывает, каково значение этого события для верующего христианина.
Крещение Господне, называемое в восточной традиции Богоявлением (теофанией), не отмечается ни каникулами, ни украшенными деревьями, ни распродажами в магазинах, так что мало кто вообще о нем помнит (Прим - очевидно, что последнее утверждение справедливо лишь для западной традиции). Однако стоит отметить, что в перечне христианских праздников Богоявление считается самым важным после Пасхи и Пятидесятницы.
В чем его суть? Христос принял крещение от Иоанна Крестителя (хотя тот говорил, что сам должен креститься от Христа, см. Мф. 3, 14), чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). И когда это произошло: «отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17, см. также Лк. 3, 21–22). Во время Крещения в Иордане Бог явил Себя как Троицу: Сын – Христос, Отец в голосе с неба, возвещающем Свое благоволение, и Дух в виде голубя. Богоявление – важнейший праздник после Воскресения Христова и «рождения» Церкви в день Пятидесятницы потому, что это откровение Бога о том, каков Он – единый в трех ипостасях, или лицах.
Погружение Гарри и просветление Рона не включают в себя троичного элемента, но все же показывают, что обозначает крещение в жизни христианина, в то же время отражая Писание. Посмотрим внимательнее.
Гарри, избранный, – христоподобный персонаж этого эпизода. Он еще в ГПиТК показал, что является истинным гриффиндорцем, и ему больше нечего тут доказывать. Как и Христос, он входит в пруд, только чтобы «исполнить всякую правду», т. е. чтобы сделать то, что должен сделать всякий гриффиндорец. Джеймс Томас, профессор английского языка из Пеппердина, сказал, что мы можем быть уверены в наличии подобного смысла, поскольку в кадре присутствует «Рон Креститель»: именно Рон извлекает Гарри из воды, а меч со дна.
С этого момента Гарри берет руководство на себя и говорит, что Рон сам должен уничтожить крестраж. Именно Гарри открывает медальон, именно он стоит рядом, ободряя и наставляя Рона, пока тот проходит психологическое очищение, и именно он обнимает Рона, одержавшего сокрушительную победу над своим внутренними демонами. Рон играет здесь роль Иоанна Крестителя, особенно в пруду, и спасает Гарри, сорвав с его шеи душащий крестраж. Однако в деле просветления Гарри определенно главный.
Слово «крещение» – по-гречески baptisma, что значит «погружение». Среди христианских деноминаций идут споры, обозначает ли это слово именно полное погружение. В некоторых случаях оно обозначает мытье или ритуальное омовение (см. Лк. 11, 38). В понимании апостола Павла крещение связано с погребением (см. Рим. 6, 2-13, Кол. 2, 12–13). В главе «Серебряная лань» Гарри и Рон полностью погружаются в воду и очищены своим самопожертвованием.
Опыт, полученный Роном, особенно важен, поскольку его символическое крещение и избавление от демонов, омрачавших сердце, – это просветление. В христианской традиции крещение также именуется фотизмой, что по-гречески и значит «просветление».
Освящение, следующее за сошествием Духа, предуготовляет почву для просвещения и совершенства, так что просвещение – прямое следствие крещения – ведет к усыновлению, совершенству и бессмертию. Согласно св. Клименту, крещение есть милость просвещения, а просвещение есть знание. Здесь Климент близко подходит к мысли, что крещению сопутствует мистическое получение знания.
Рон объясняет Гарри и Гермионе, что смог найти их только благодаря подарку Дамблдора – делюминатору. Рон описывает, что с ним случилось, когда он щелкнул делюминатором, услышав свое имя, произнесенное Гермионой рождественским утром:
«Рон ткнул пальцем перед собой, как будто видел что-то такое, чего Гарри и Гермиона видеть не могли.
— Это был как будто пульсирующий шар света, синеватый такой, вроде того, что бывает вокруг портала, знаете?
— Ага, — в один голос машинально ответили Гарри с Гермионой.
— Я понял, что это мне и надо, — сказал Рон. — Похватал барахло, нацепил рюкзак и пошел в сад. Шарик света меня дожидался, а как я вышел, он полетел вперед, так это подпрыгивая, а я двинулся за ним. Он привел меня за сарай, а потом… ну, вошел в меня.
— Это как? — спросил Гарри, решив, что неправильно расслышал.
— Он вроде как подплыл ко мне, — Рон показал пальцем точку поблизости от сердца, — вот сюда, а потом как будто провалился внутрь. Я его чувствовал, он такой горячий. Я сразу сообразил, что надо делать. Понятно было, что он вынесет меня, куда нужно. Я аппарировал и попал на какой-то холм. Там лежал снег…»
Последовательность здесь немного не та, но все элементы христианского просвещения Святым Духом налицо. Посмотрите.
Рон уходит от своих друзей – и тут же чувствует сожаление об этом предательстве. Он искушается (охотниками) и обнаруживает, что не может найти дорогу обратно. Он ждет, пока не услышит, как его зовут по имени. В день, когда Христос вошел в мир, Рон слышит свое имя и следует за светом, явившимся к нему. Этот свет входит в его сердце и просвещает его – он знает, что должен сделать. Он находит Гарри в ледяном пруду и входит в воду, чтобы спасти жизнь друга, которого предал. После этого добровольного погружения, Рон под руководством Гарри, который распознает в нем подлинного гриффиндорца, завершает свое очищение, используя силу золотого грифона, чтобы обнаружить своих личных демонов, противостать им и уничтожить их. Этот экзорцизм, следующий за просвещением, завершает инициацию и очищение Рона, и он снова входит в прежнее братство, замыкая единство трех.
Последовательность пути к крещению в православной традиции с первых веков христианской эры такова: раскаяние, признание Христа своим Спасителем, оглашение, пострижение, экзорцизм, троекратное погружение во имя Троицы, ведущее к просвещению омраченного ума, который есть око сердца. Роулинг отходит от этого порядка в стремлении соединить алхимические, артурианские и христианские образы в одном гобелене, который проиллюстрировал бы Богоявление и смысл крещения в жизни верующего.
Я не могу припомнить в английской литературе ни одного автора, который бы задумал что-либо столь же грандиозное, не разбудив спящих драконов скептицизма и сопротивления религиозной догме. «Серебряная лань» как литературное крещение побуждает читателя встать на универсальный путь просвещения, при этом используются символы и ритуалы, свойственные как вере, так и литературной традиции. Глава одновременно захватывает, бросает вызов, воодушевляет – одним словом, как уже и было сказано, это самая лучшая глава саги.
Однако rubedo – стадия похождений Гарри, на которой они начинают перекликаться со Страстями Господними, – ничуть не менее важна, чем события кануна Рождества и Богоявления. Переверните страницу и вы увидите, каков был крест Гарри, и как его самопожертвование победило смерть.