beloebezmozgloe: (Default)
[personal profile] beloebezmozgloe

 

ХРИСТИАНСКОЕ РОЖДЕНИЕ И КРЕЩЕНИЕ

ГПиДС как алхимические похождения «каждого христианина»

 

В последних главах ГПиДС, как и во всей 4100-страничной поттериане, духовная жизнь Гарри Поттера показана как путь ученика Христова. Эта последняя книга, конечно, не прямой призыв к алтарю. Однако она настолько насыщена специфически христианскими смыслами и аллюзиями, что отрицать их – значило бы упустить важную, возможно даже важнейшую, часть трансцендентного смысла этих книг.

Что особенно интересно, три алхимические части повествования – черная, белая и красная, в которых Гарри вначале сломлен, затем достигает просветления и торжествует, – изложены в последовательности трех важнейших христианских праздников, которые служат хронологической параллелью сюжетным этапам. Если мы изучим главы ГПиДС, где Гарри отмечает праздники, и вспомним христианское значение Рождества, Богоявления и Пасхи, то финальная трансформация Гарри в «маленького Христа» становится очевидной, – о чем и вела речь Роулинг, когда говорила о христианском содержании своих книг.

 

Канун Рождества в Годриковой лощине

В 16-й главе Гарри и Гермиона решают отправиться в Годрикову лощину, чтобы проверить, не укрыл ли Дамблдор меч Годрика Гриффиндора у старой Батильды Бэгшот. При помощи оборотного зелья они принимают облик магглов среднего возраста, прибывают в деревню и обнаруживают, что почти вся эта местность превращена в магический мемориал в честь Поттеров, чье самопожертвование ради «мальчика, который выжил», спасло весь волшебный мир от Волдеморта. Памятник жертвам войны по мере приближения Гарри и Гермионы превращается в памятник семье Поттеров, а их старый дом отмечен табличкой, гласящей, что он был оставлен в неприкосновенности «как памятник Поттерам и в напоминание о злой силе, разбившей их семью». Табличка испещрена надписями туристов-волшебников, выражающих свою любовь к Гарри и веру в него.

Это, конечно, поднимает Гарри настроение, поскольку визит в Годрикову лощину был предпринят почти в отчаянии, Гарри находился в это время в самых глубинах сомнения – своей духовной зимы. В предыдущей главе распалось неразлучное трио: Рон Уизли, недовольный тем, что они не могут найти столько еды, сколько ему нужно, или отыскать и уничтожить хоркрусы, в гневе покинул друзей. Дальнейшая походная жизнь Гарри и Гермионы выглядит довольно жалкой, по крайней мере до тех пор, пока они не решаются отправиться в Годрикову лощину, поскольку у них нет никакого плана действий, кроме как избегать поимки.

Жители деревни, направляющиеся в церковь с подарками в руках, напоминают замаскированной паре, что настал канун Рождества. Они было решают тоже пойти в церковь, как Гермиона замечает за ней кладбище, на которое падает свет из окон. «Они, наверное, там, да? Твои мама и папа». Первое же надгробие, которое видит Гарри, принадлежит семье Дамблдоров, и на нем стоят имена Кендры и Арианы – матери и младшей сестры Аберфорта и Альбуса. «На мерзлом, в пятнах лишайника граните» высечены слова: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», – без упоминания, что это цитата из Нагорной проповеди (Мф. 6, 21). Гарри убежден, что слова выбирал Альбус, но их смысл ускользает от него, он только чувствует горечь от того, что директор так много ему не рассказал.

Далее они находят могилу Игнотуса Певерелла, отмеченную символом Даров смерти, а потом Гермиона обнаруживает надгробие Поттеров. Надпись на ней такая: «Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор. 15, 26), и она тоже вызывает у Гарри беспокойство и гнев.

«– "Последний же враг истребится — смерть"… — Жуткая мысль вдруг обдала его холодом. — Это ведь лозунг Вкушающих смерть! Почему он здесь?

— Тут совсем не тот смысл, что у Вкушающих смерть, Гарри, — мягко сказала Гермиона. — Имеется в виду… ну, ты знаешь… жизнь после смерти.

«Но они не живые, — подумал Гарри. — Их нет!» Пустые слова не могут изменить того, что бренные останки его родителей лежат здесь, под снегом и камнем, ничего не ведающие, ко всему равнодушные».

Пока Гарри глотает слезы, не желая признавать правоты евангельской цитаты, Гермиона кладет на могилу венок рождественских роз. Огни в церкви гаснут, в душе Гарри становится так же темно.

Дальше это его состояние только усиливается. Гарри и Гермиона встречают, как они думают, Батильду Бэгшот и, словно Гензель и Гретель, идут за ней в ее дом. Но это, оказывается, всего лишь труп автора «Истории магии», оживленный змеей, а вся готическая трагедия – ловушка Волдеморта. (Прим - согласно тексту оригинала, труп Батильды лежал в углу спальни, а Нагини просто приняла ее облик. Однако в русском переводе это неочевидно). Нагини, змея Волдеморта, нападает из трупа! Гарри и Гермиона успевают аппарировать перед самым появлением Темного Лорда, которому Рождество тоже не приносит радости: Волдеморт «закричал от ярости, и крик его смешался с криком девчонки, отдаваясь далеко среди темных садов, перекрывая колокола, славившие Рождество».

Рождественский подарок Гарри от Сами-Знаете-Кого – путешествие в глубины памяти, в котором Гарри участвует через существующую между ними связь. Волдеморт вспоминает убийство Поттеров на Хэллоуин 1981 года, и Гарри наконец-то узнает все мрачные подробности смерти и самопожертвования своих родителей. И это еще не самое плохое: придя в себя, он обнаруживает, что палочка с пером феникса непоправимо испорчена – сломана в схватке с Нагини. Прочитав найденную в доме Батильды книгу Риты Скитер «Жизнь и обманы Альбуса Дамблдора», Гарри говорит Гермионе о своем «открытии»: Дамблдор никогда его не любил и именно из-за его скрытности они оказались сейчас в отчаянном положении.

 

Христианский отзвук рождественских глав ГПиДС

Безо всякого сомнения, из всех «черных» глав поттерианы эти – самые мрачные. Какое отношение все эти испытания, проникнутые чувством отчаяния и оставленности, согласуются с рождением Христа, с которым они соотнесены по времени? Почему самая темная ночь в душе Гарри происходит в канун Рождества, когда в мир входит Свет – тот, что во тьме светит, и тьма не объяла Его (Ин. 1, 5)?

Прежде всего стоит заметить, что похождения Гарри и Гермионы здесь призваны напомнить читателю о рождественских событиях. Замаскированная пара прибывает в город предков одного из них (мужчины). Им негде остановиться, и они несут с собой великую тайну, которую не могут доверить никому. На случай, если кто-то из читателей упустил параллель с Марией и Иосифом, прибывающими в Вифлеем – город предков Иосифа и место переписи населения, на главной площади городка стоит прямо-таки символ Святого Семейства – младенец Гарри без шрама на лбу и его любящие родители. То, что это – канун Рождества и первая половина визита происходит на кладбище, озаренном светом церковных окон, когда внутри звучат рождественские песнопения, – уже повторение очевидного.

Но Рождество – время радости и надежды. Откуда же взялась тьма, окутывающая Гарри, отчаяние, которое он испытывает на могиле родителей, отчаянная схватка с Нагини и сомнения в любви и заботе Дамблдора? Роулинг использует Рождество, и в особенности ночь перед Рождеством, для очередного nigredo Гарри именно потому, что тьма царила в мире перед пришествием Иисуса из Назарета, Света мира ("народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в

стране и тени смертной воссиял свет" (Мф,4:16)).

.

Нападение Нагини из тела Батильды, как и вся сцена в Годриковой лощине, символизирует то, из-за чего и понадобилось Воплощение Христа, – власть лукавого над миром. А неудача нападения напоминает нам о неудавшейся попытке змея-дьявола уничтожить Христа руками Ирода. Пересказ истории «мальчика, который выжил», под перезвон рождественских колоколов и дикий вопль Вольдеморта – это пересказ истории Рождества и бегства в Египет от уничтожения.

Здесь, конечно, не прямая аллегория, но параллели достаточно сильны, чтобы мы могли почувствовать, какой была тьма мира сего до Христа. Это она стоит за сомнениями Гарри в своем наставнике (и здесь, я думаю, Дамблдор служит символом Бога). Мы видим также надежду христиан – надежду в сердце зимы и в глубине тьмы – на приход Спасителя, Младенца, который избежит смерти и в конце концов восторжествует над князем мира сего. Палочка Гарри, сделанная из рождественского дерева и напоминающая о Рождестве, сломана и держится только за счет пера птицы Воскресения, но как бы сильно Гарри ни разочаровался в Боге-Дамблдоре, он все же хранит остатки своей веры в мешочке у сердца. Он держится за свою надломленную веру, проходя через nigredo.

 

Богоявление в лесу Дин: серебряная лань

К счастью, долго ждать нам не приходится, и во тьме, окутавшей нашего любимого мальчика-волшебника, брезжит свет. В следующей же главе («Серебряная лань»), возвращается Рон, Гарри находит меч Гриффиндора, Рон уничтожает медальон-крестраж, и трио воссоединяется, хотя Гермиона и не проявляет по этому поводу особого восторга.

Мы уже говорили, что поведение Гарри при встрече с заступником Северуса, ланью, есть акт веры. Посмотрим внимательнее, куда эта лань завела его. Несомненно, это любимая глава самой Роулинг, поскольку именно ее она читала в Карнеги-Холле во время своего тура «Открытой Книги» по США и Канаде, состоявшегося после публикации ГПиДС. Безупречная комбинация алхимических символов, артурианских архетипов и традиционной христианской символики делает «Серебряную лань», возможно, лучшей главой всех семи книг и лучшим образцом художественного гения Роулинг. В двух словах: заступник-лань ведет Гарри к замерзшему пруду в лесу Дин (Прим - добавлю, как мне кажется, в духе  рассуждений автора. Dean - титул старшего после епископа духовного лица в католической и англиканской церквях, иногда - настоятель собора. Думаю, это не случайность. Роулинг могла выбрать для рассматриваемой сцены - аллюзии на Богоявление - любой иной лес или вообще не лес, но избрала место, самим своим названием указывающее на Церковь). В пруду Гарри видит меч Гриффиндора и решает совершить героический поступок в духе основателя Хогвардса – достать меч. Раздевшись до нижнего белья (но оставив на себе ожерелье-крестраж), он разбивает лед и входит в ледяную воду пруда. Внезапно крестраж нападает на него: «Он пошарил рукой и понял, что водоросли тут ни при чем, а душит его цепочка от крестража».

Рон, deus/amicus ex machina, появляется из ниоткуда и спасает Гарри – от ожерелья в том числе. И еще он достает меч из воды. Переведя дух, Гарри говорит Рону, что именно он должен уничтожить крестраж. Рон, уже знающий, что именно на него крестраж действует сильнее всего, неохотно соглашается.

У Рона были все основания колебаться. Он пронзает крестраж мечом, но перед этим частица души Темного Лорда обнажает все мрачные мысли Рона о матери, Гермионе и даже Гарри, его ближайшем друге, причем делает это весьма одиозным образом. Гарри принимает и ободряет Рона после этой победы и перед возвращением в палатку. Рон объясняет Гарри и находящейся вне себя от ярости Гермионе, где он был и как делюминатор привел его обратно.

 


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

beloebezmozgloe: (Default)
beloebezmozgloe

February 2013

S M T W T F S
     1 2
3 45 6 789
101112 1314 1516
17181920212223
2425262728  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2025 03:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios